Среда, 13.12.2017, 21:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ СОШ №2 г. Нязепетровска

Меню сайта

Памятки для учащихся

Памятки для учащихся

Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.
                                                                                         (Гораций)

1.Правила составления плана

Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.
Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.

Как составлять простой план.

1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте части.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5 Запишите план.

Как составлять сложный план.

1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Вопросный план.

Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).


Цитатный план.

Цитата- это дословная передача чужого высказывания.
Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.
 В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
1-й вариант:
1. (цитата);
2.(цитата);
3.(цитата).

2-й вариант
Основные вопросы.
Доказательства (цитаты).


Тезисный план.

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.
2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.
3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.
Обратите внимание! Тезисный план не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте. Это зависит от важности смыслового содержания абзаца.


План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Построение схемы

1.Логико-смысловой анализ текста:
А)членение на законченные смысловые части;
Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;
В)определение главной мысли текста;
Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.

2. Словесно-графическое оформление схемы:
А) озаглавливание;
Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;
В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.


2. Правила составления конспекта

Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») — краткое последовательное изложение содержания книги, статьи, произведения. Конспект отражает не только основные положения текста, но и связь между ними, а также краткое обоснование или конкретизацию основных положений. Конспект — синтезирующая форма записи, она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.

Как составить конспект

1.Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте СВОИМИ СЛОВАМИ или приводите в виде цитат.
4. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
5. Составляя конспект, можно отдельные слова и предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
6. Чтобы форма конспекта как можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», применяйте различные способы подчеркивании, используйте ручки разного цвета.

Как составить тематический конспект
Тематический конспект — это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.
Изучи несколько источников и сделай из них выбор материала па определенной теме.
Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
Пользуясь этим планом, кратко, своими словами изложи отобранный из разных источников и осмысленный тобой материал по данной теме.


3. Как подготовить себя к работе с учебником

1.Вспомни объяснение учителя на уроке и те моменты объяснения, на которых учителем был сделан акцент.
2.Перечитай записи, сделанные тобой в тетради на уроке.
3.Помни! На уроке учитель может объяснить не весь материал. Часть его ты должен найти в учебнике.
4.Прежде чем познакомиться с материалом параграфа, перечитай вопросы после него. Они нацелят тебя на то главное, что содержится в параграфе
5.Если перед параграфом есть эпиграф, никогда не пропускай его, обязательно прочитай.Уясни смысл этого высказывания, оно укажет тебе на основную мысль всего параграфа.
6.Читай как тебе удобно: вслух или про себя.
7.Имей в виду! Новые термины чаще всего выделяются курсивом.
8.Если краткая . четкая формулировка не была записана на уроке, ты можешь записать ее сам.


4. Как подготовиться к подробному изложению или пересказу

1.Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
2. Ответьте на вопросы,приведенные в пособии или предложенные учителем.В случае затруднения перечитайте соответсвующие части текста.
3. Определите, к какому типу речи относится текст.
4. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
5. Разделите текст на смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
6. Разделите тек ст на композиционные части.
7.Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка произведения и сохраните их в пересказе.
8 . Прочитайте текст снова, разделяя его смысловые и композиционные части значительными паузами.
9.Закройте книгу; напишите первый вариант пересказа, затем после проверки и исправления перепишите его.


5. Как подготовиться к выступлению

1.Точно установи, о чем будешь говорить, подумай зачем.
2. Тщательно отбери тот материал, который раскрывает данную тему.
3.Составь план, располагающий материал в строгой последовательности.
4. Подумай, как интереснее начать, не торопись с первым предложением. Оно должно определять последующие.
5.Определи, что главное в твоем сообщении, расскажи об этом подробно, последовательно, понятно. Не увлекайся малозначащими подробностями.
6. Для доказательства своих положений привлекай необходимые историко-литературные факты, установи причинно-следственные связи событий.
7.Рассказывая, делай по ходу сообщения, выводы, характеризуй, обобщай, помогай слушателям понять все полностью.
8. Заканчивая, сделай правильные выводы и обобщения, постарайся помочь слушателям понять твою основную мысль быстрее и точнее, четко выскажи свое отношение к сказанному.
9.Заранее обдумай заключительное предложение, чтобы оно сделало текст завершенным.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2017